Проверка и замена шаровой опоры ВАЗ

В современном автомобиле, в том числе всех переднеприводных моделях ВАЗ, шаровая опора – это неотъемлемый узел ходовой части. Она необходима для обеспечения плавного движения кулака при повороте передних колес. Если шаровая опора разбита и не может выполнять свою работу, это угрожает безопасности при езде, в какой-то момент переднее колесо может вывернуться и автомобиль потеряет управление, что может привести к непоправимым последствиям.

шаровая опора автомобилей марки ВАЗ

Причин выхода из строя шаровой опоры может быть несколько. Прежде всего это физический износ вследствие длительной эксплуатации. Поскольку автомобили эксплуатируются в очень разных условиях, рекомендаций по периодичности замены шаровых опор нет.

Часто шаровая опора выходит из строя вследствие повреждения защитного резинового пыльника. В этом случае вовнутрь попадает влага, пыль и грязь, в результате чего опора быстро выходит из строя. Еще одна причина – слишком активная езда по неровностям. Сильные колебания ходовой части сказываются на состоянии шаровых опор, они теряют свою целостность и начинают стучать.

Диагностика неисправности

Износ шаровой опоры не заметен при езде по ровной прямой поверхности, поскольку она работает при активном движении подвески и поворотах. Можно выделить такие признаки неисправности шаровых опор на ВАЗ:

  • при езде по неровностям под нагрузкой в районе колеса слышится характерный глухой стук;
  • выработка смазки приводит к появлению писка или скрежета при износе детали, звук слышен на поворотах или принудительного покачивании автомобиля на стоянке;
  • глухой стук при поворотах и активном движении, при износе резины.

Но проблема в том, что перечисленные признаки могут указывать и на другие проблемы в ходовой части, поэтому чтобы проверить шаровую опору на автомобилях ВАЗ с передним приводом придется проделать определенные манипуляции.

Колесо, где слышится подозрительный звук, поднимается на домкрате и снимается. Если есть возможность машину можно просто загнать на подъемник. Шаровая опора держится на двух болтах, которые нужно выкрутить. Далее рычаг опоры отгибается монтировкой, после чего можно рукой легко проверить люфт шаровой. Любой люфт или шум при манипуляциях с опорой говорят о том, что она подлежит замене.

крепежные болты шаровой опоры ВАЗ

При работе с домкратом важно не оставлять на нем автомобиль. После поддомкрачивания колеса, под опорное колесо требуется установить прочную подставку, достаточно обычной деревянной подкладки. На задних колесах желательно установить башмаки, чтобы при работе автомобиль не начал катиться, даже если он стоит на ручном тормозе.

рычаг шаровой опоры

Данный метод проверки шаровой опоры – единственный, которой позволит гарантированно найти неисправность. Часто в вышедших из строя шаровых опорах можно наблюдать повреждение пыльника, через которые вовнутрь попадает пыль и грязь, выдавливается смазка. Исправная шаровая опора ходит с большим усилием и не издает при движении стуков, скрипов, щелчков или других посторонних звуков.

Инструменты и приспособления

Для замены шаровой опоры на переднеприводных автомобилях ВАЗ не потребуется сложного инструмента и оборудования. Чтобы сделать эту работу достаточно иметь:

  1. Балонный ключ для снятия колеса.
  2. Накидные ключи или головки на 17 и 19.
  3. Монтировку.
  4. Молоток.

Потребуется новая шаровая опора и смазка для разборных вариантов этого узла. Популярностью пользуются производители FAG ( артикул 825002710), TRW (артикул JBJ156), MOOG (артикул LABJ0063). Существуют специальные съемники, если они есть, можно воспользоваться ними, но в подавляющем большинстве случаев, чтобы удалить старую опору достаточно монтировки и молотка.

Удаление старой  и монтаж новой шаровой

При снятом переднем колесе и выкрученных крепежных болтах выкручивается центральная гайка на пальце шаровой опоры.

гайка на пальце шаровой опоры

Рычаг оттягивается монтировкой и достаточно сильными ударами молотка деталь сначала по проушине рычага, а затем пальцу шаровой выбивается из посадочного места. Она должна выйти без особых усилий.  Если нет уверенности, что получится выбить узел из гнезда, можно воспользоваться специальным съемником, но в  большинстве случаев в этом нет никакой необходимости.

полный демонтаж шаровой

Далее меняем шаровую опору и устанавливая новую. Перед установкой желательно аккуратно снять пыльник и заполнить полость любой густой смазкой, подойдет солидол, литол или другие подобные составы. Есть неразборные варианты, где смазка уже заложена изначально. Новая шаровая должен отвечать всем техническим требованиям, не издавать стуков, скрипов или других посторонних звуков и двигаться с большим усилием.

Деталь устанавливается в отогнутый монтировкой рычаг и затягивается центральная гайка, но не до упора, поскольку опору нужно сориентировать так, чтобы можно было установить затяжные болты. Важно совместить боковые отверстия детали с соответствующими отверстиями на колесе автомобиля. Для этого его нужно повернуть до момента совпадения отверстий, а саму опору притянуть при помощи обычной отвертки.

Болты изначально наживляются рукой с обеих сторон. После этого боковые болты и центральная гайка шаровой опоры тщательно затягиваются, проверяется, чтобы не было люфта или посторонних звуков и можно считать, что замена шаровой завершена.

Колесо устанавливается обратно, сначала автомобиль нужно покачать на месте, после чего сделать тестовый заезд. Все посторонние звуки должны исчезнуть, машина как на прямой, так и на неровностях или в поворотах должна идти гладко.

Заключение

Замена шаровой опоры на переднеприводных моделях ВАЗ – достаточно простая процедура. Но если вовремя не обнаружить неисправность, это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому не нужно игнорировать появление стуков и скрипов в ходовой части автомобиля, они являются сигналом, что подвеска требует диагностики и ремонта.

Видео: Замена шаровой опоры ВАЗ и как определить выработку

Ссылка на основную публикацию