Воздушные пробки в системе охлаждения мотора

Столь летучая, неощутимая субстанция, как воздух, оказавшись в системе охлаждения, может доставить неприятности, в большей или меньшей степени блокировать циркуляцию жидкости в контурах.

развоздушивание системы охлаждения авто

Симптомы неисправности

Ненормальный тепловой режим работы двигателя бывает следствием воздушной пробки. Разберем подробнее.

Причины завоздушивания системы:

  1. Наиболее частой причиной является элементарная халатность. В руководстве по эксплуатации обычно описана процедура замены антифриза, но ее не всегда читают, хотя в разных машинах она различна. Объясняется это конструктивными особенностями. Иногда предусматривается специальная пробка.  Стравить воздух из системы охлаждения можно отсоединив патрубок печки. Некоторые руководства предусматривают подержать заведенную машину на оборотах. Из практики известно, что на классических моделях ВАЗ при заправке следует нажать вниз на верхний патрубок радиатора. Кто-то советует создавать давление в расширительном бачке, при помощи компрессора.
  2. Вторая причина — засасывание воздуха извне. При остывании мотора в контуре создается разряжение и воздух попадает в охлаждающую систему. Попасть он может через клапан в пробке радиатора или расширительного бачка, что нормально. Второй путь — через неплотности, которых быть не должно.
  3. Неисправность клапана. Двухходовой клапан предназначен для поддержания давления в контуре. При нагревании он сбрасывает избыточное давление, а при остывании забирает воздух из атмосферы. Излишки последнего после выдавливаются через тот же клапан. Если же клапан не открывается на выпуск, происходит постепенное завоздушивания системы охлаждения мотора. Если же клапан постоянно перекрыт на впуск, при остывании создается большое разрежение, и атмосферное давление стремится преодолеть малейшую неплотность.
  4. Неплотности системы.

Двухходовой клапан в крышке радиатора или расширительного бачка

Брешь может образоваться где угодно, но есть характерные места, на которые следует обратить внимание:

  • неплотно затянутые хомуты;
  • трещины в патрубках. Они появляются со временем. Неисправность часто проявляется после зимней стоянки;
  • радиаторы (основной и отопительный). Коррозия, медленно поражающая соты, приводит к образованию щели. Она мала, и жидкость через нее не вытекает, но воздух при остывании проходит под действием разрежения;
  • кран печки;
  • помпа создает давление жидкости, но в зоне за крыльчаткой неизбежно образуется разряжение, и в образовавшуюся щель затягивается воздух;
  • прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Через неплотность в ГБЦ воздух может поступать в систему охлаждения. Однако этот дефект, как правило, сопровождается и более опасными симптомами. Например, попадание выхлопных газов в рубашку охлаждения. При этом их пузыри будут заметны в расширительном бачке.

Что мешает удалению воздуха

При попадании воздуха в контур жидкости, поток тосола (антифриза) выносит его в расширительный бачок. Оттуда он удаляется в атмосферу.

Выгнать воздушную пробку из охлаждающей системы призвана помпа, которая не всегда справляется с этой обязанностью.

Причины две:

  1. Низкая эффективность работы насоса. Это износ, поломка лопастей, обрастание последних слоем накипи, слабая натяжка приводного ремня. Механизм не развивает достаточного давления и производительности, чтобы протолкнуть воздушную пробку.
  2. Увеличение сопротивления контура. Внутренняя поверхность рубашки блока покрывается накипью, механическими загрязнениями, перекрываются узкие соты радиатора. Сопротивление увеличивает частично закрытый, заклинивший термостат, и охлаждающая жидкость  циркулирует недостаточно интенсивно.

Конструктивные особенности

Система охлаждения может быть спроектирована так, что работает без нареканий при отсутствии в ней даже незначительных недостатков. Но стоит появиться минимальной бреши, как начинается образование воздушных пробок. Помпа может изначально не иметь запаса по производительности. А еще отопитель салона расположен высоко, относительно расширительного бачка. При этом еще и подвод жидкости к бачку сделан не сверху, а снизу.

Автовладельцы кто как борются с недоработками. Чтобы придать конструкции больше надежности, поддерживают более высокий уровень в бачке, либо организуют нижний подвод антифриза.

Но иногда негативные конструктивные особенности вносят и сами владельцы. Например, нерационально подключают к охладительному контуру газобалонную установку. Как и при компоновке печки, здесь следует учитывать взаимное расположение расширительного бачка редуктора.  Дополняя штатную конструкцию новыми ответвлениями, следует также учитывать, что сопротивление жидкости увеличивается.

Как проявляется неисправность

не греет печка

Признаки завоздушивания полостей охлаждения следующие:

  1. Не греет салонная печка. При этом температура двигателя в норме, либо выше нормы.
  2. Сплющивание патрубков при остывании двигателя. Чрезмерное давление в системе на прогретом моторе — при этом расширительный бачок раздувается. Эти симптомы говорят о неисправности клапана в крышке заливной горловины.
  3. Низкий уровень охлаждающей жидкости.
  4. Перегрев двигателя.
  5. Непривычно быстрый прогрев.
  6. Следы подтекания ОЖ.
  7. Признаки пробитой прокладки ГБЦ. Это может быть белый дым из выхлопной трубы, или попадание антифриза в масло. При этом проблема возникновения воздушной пробки в системе охлаждения отходит на второй план.

Указанные признаки могут являться следствием и других неисправностей.

Как обнаружить дефект

трещина в патрубке

Если пробка появилась при замене антифриза, следует искать ошибку в собственных действиях.

В остальных случаях поиск неисправности начинают с осмотра клапана пробки. Клапан ремонтируют, либо заменяют.

Далее переходят к отысканию неплотности. Внешний осмотр не всегда приносит результат. В этом случае полость охлаждения тестируют на герметичность. Для этого используют насос с манометром. Его подключают к заливной горловине через резиновый переходник (набор уплотнений продается вместе с прибором) и создают необходимое давление. Если давление падает, остается найти где. В районе неплотности образуется протечка, или с шипением выходит воздух.

Честь и хвала автолюбителям, которые доводят до ума заводскую конструкцию. Однако необходимо отметить, что если с завода машина вышла исправной, то неисправность является приобретенной. Ее нужно найти и устранить, параллельно с повышением надежности.

Чтобы во время эксплуатации не возникало проблем, связанных с образованием воздушной пробки в охлаждающей системе необходимо следить за состоянием патрубков, соединений. Применять качественную охлаждающую жидкость, и не применять воду. В противном случае внутренняя поверхность блока цилиндров будет покрываться накипью и прочими отложениями. Это в частности увеличивает гидравлическое сопротивление. Вода, к тому же очень быстро «убивает» помпу. При необходимости следует очищать систему, при помощи специальных средств.

Необходимо также правильно пополнять емкость ОЖ конкретного автомобиля, а при необходимости быть готовым убрать воздух из системы охлаждения.

Ссылка на основную публикацию